Государственная молодежная политика
<dl> </dl>Молодежь — специфическая социально-демографическая общественная группа в возрасте от 14 до 31 года, которая имеет общие социально-психологические особенности, обусловленные характером социальных отношений на данном этапе развития общества. Как социально-демографическая группа молодежь является внутренне дифференцированной. Внутри нее есть группы с характерными для них возрастными, социально-психологическими особенностями, ценностями и интересами. Студенческая и рабочая молодежь, сельская и городская, семейная и несемейная — все эти группы внутри молодежи имеют не только общие, но и специфические потребности и интересы.
На современном этапе развития белорусского общества существующие в молодежной среде проблемы являются следствием тех процессов, которые происходят в обществе. В настоящее время наша страна не располагает достаточными материальными и финансовыми ресурсами, чтобы одновременно решить все экономические и социальные проблемы. Государство стремится существенно улучшить положение в здравоохранении, образовании и культуре — в тех сферах, где решается вопрос духовного, нравственного и физического формирования молодого поколения. В сложном положении оказалась молодая семья, которая испытывает не только материальные, социально-бытовые, но и социокультурные, психофизические трудности. Все еще имеет место социальное сиротство.
Сегодня возрастает необходимость усиления государственного влияния на процессы формирования молодого поколения. Особое значение приобретает молодежная политика, которая становится важнейшей частью социально-демографической политики государства и важнейшим направлением его идеологической деятельности.
Многие страны еще сначала 60-х гг. XX в. начали проводить целенаправленную социальную, экономическую, культурную политику в отношении подрастающего поколения. Государство, ранее традиционно устранявшееся от целенаправленного решения молодежных проблем, начинает активно включаться в жизнь молодых людей. Молодежная политика становится важнейшей частью единой политики многих государств.
Молодежная политика стала предметом дискуссий и обсуждений в международных организациях. Забота о подрастающем поколении была провозглашена одной из важных задач Организации Объединенных Наций, Международной организации труда (МОТ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В 1965 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Декларацию о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами». Под эгидой ЮНЕСКО с 1985 г. действует Всемирный конгресс по вопросам молодежи, «Круглый стол» по теме «Молодежь. Образование. Труд». К изучению молодежных проблем и их разрешению подключились Международная организация труда, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).
В Республике Беларусь проблема формирования молодежной политики стала особенно актуальной в начале 90-х гг. XX в. В это время в стране начали происходить глубокие изменения, вследствие чего возникла необходимость выработки новых приоритетов, определения основных направлений, целей и задач молодежной политики, которая соответствовала бы новым социально-экономическим и политическим условиям.
Концептуальные положения государственной молодежной политики определены в Конституции Республики Беларусь: государство как основной субъект молодежной политики ставит своей целью обеспечить полноценный правовой и социальный статус молодым гражданам республики, защитить их права и свободы.
Были приняты такие документы, как Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» (от 7 декабря 2009г. № 631)»; Указ Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по повышению заработной платы и предоставлению льготных кредитов отдельным категориям граждан» (от 27 ноября 2000 года).
В этих документах сформулированы основные цели и задачи молодежной политики.
Концепция государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации молодых людей, развития молодежных объединений, движений и инициатив. Эффективная организация системы социального развития молодежи, ее воспитания позволит преодолеть духовно-нравственный кризис в обществе, достигнуть гражданского согласия и создать предпосылки для процветания сильной, демократической Беларуси.
Современная концепция государственной молодежной политики в Республике Беларусь в качестве главных направлений выделяет следующие:
1. Улучшение жилищных условий молодежи. Совершенствование законодательно-нормативной базы; развитие различных форм стимулирования и государственной поддержки строительства жилья для молодежи и молодых семей (предоставление субсидий, долгосрочных кредитов, привлечение внебюджетных источников финансирования); поддержка инициатив молодежи, юридических лиц, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в регионах республики.
2. Профориентация и трудоустройство молодежи, решение проблем молодежной занятости. Мировая статистика свидетельствует, что доля молодежи в структуре безработного населения высока во всех странах. В нашей стране проблемы с трудоустройством испытывают выпускники средних специальных и высших учебных заведений.
3. Социально-экономическая поддержка молодой семьи. Развитие центров содействия молодой семье в решении экономических, юридических, социально-бытовых, психологических проблем.
4. Деятельность, направленная на гражданское становление, духовно-нравственное, патриотическое и экологическое воспитание молодежи.
5. Поддержка научного и научно-технического творчества, изобретательства и рационализаторства молодежи.
6. Поддержка рабочей молодежи (городской и сельской), вовлечение ее в сельскохозяйственное производство и закрепление молодых специалистов в селе. Создание надлежащих условий труда и быта рабочей и сельской молодежи. Развитие и поддержка молодежного предпринимательства, молодежных фермерских хозяйств.
7. Усиление международного молодежного сотрудничества. Развитие и укрепление контактов молодежи Республики Беларусь со сверстниками из зарубежных стран.
8. Поддержка массового детского и молодежного спорта и туризма. Развитие творческого потенциала и поддержка талантливой молодежи.
9. Государственная поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений. Создание условий для самореализации молодежи, поддержка молодежных инициатив.
В нашей стране действует много общественных и государственных программ по работе с молодежью. Многие из них инициированы Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, например программа «Дети Беларуси», в структуре которой выделены программы «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды» и т. д. Создан и функционирует специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.
10. Правовая защита и социальная адаптация молодежи.
11. Содействие медицинскому обслуживанию молодых женщин, поддержка материнства.
12. Развитие системы подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодежью, лидеров молодежных и детских общественных объединений.
13. Развитие системы информационного обеспечения государственной молодежной политики. Обеспечение доступа к информации, характеризующей жизнедеятельность молодежи. Развитие и поддержка молодежных средств массовой информации.
Государственная молодежная политика реализуется рядом государственных и негосударственных организаций (институтов), которые взаимодействуют между собой. Каждый из этих институтов осуществляет определенную деятельность в пределах своих полномочий и компетенции.
Важнейшими субъектами государственной молодежной политики являются Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь каждые три года принимает специальную программу «Молодежь Беларуси». Большую роль в реализации молодежной политики играют Министерство образования Республики Беларусь, Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономики, Министерство культуры, Департамент по делам молодежи Министерства образования Республики Беларусь.