Как сохранить психическое и физическое здоровье
Правила обращения с памятью
1. Заучивай с желанием знать и помнить.
2. Ставь цель - запомнить надолго.
3. Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотношением и смысловой группировкой - кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.
4. Начинай повторять до того, как материал стал, забываться.
5. Заучивай и повторяй небольшими дозами.
6. Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
7. После математики учи историю, после физики - литературу: память любит разнообразие.
8. Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики, отображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше, - действуй!
9. Не учи стихи по столбцам. Короткие заучивай целиком, длинные
- разбивай на порции.
10. Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести отрывок, закрыв книгу. Помни слова Л.Н.Толстого: "Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить".
11. Если получил задание во вторник, а отвечать надо в пятницу, не жди до четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.
12. Изредка используй мнемотехнику - искусственные приемы, облегчающие запоминание. Цвета спектра, например, поможет не забыть, такая фраза: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан"
Методы и приемы воспитания себя:
1. Развитие воли:
- психологический настрой (Я могу ..... у меня получится ..., это надо сделать..., Я полон уверенности..., Я способен...,);
- преодоление трудностей (осознанное ), требующее волевых усилий
(физических, интеллектуальных, моральных).
2. Постановка цели:
- составление конкретной программы самовоспитания на месяц, год, несколько лет, на всю жизнь;
- очерчивание круга идеалов (могут быть конкретные личности, а может быть и собирательный образ);
- составление правил, которым надо неукоснительно следовать всегда, в
большом и малом.
3. Реализация программы:
- ведение календаря - ежедневника (запись - планирование основных дел и их выполнение - невыполнение);
- дневник (записи обо всех событиях, их анализ, задачи самому себе, их выполнение, анализ хода самовоспитания);
- самообязательства на месяц, год, несколько лет (как своеобразие ступеньки восхождения к развитой личности).
4. Контроль и анализ:
• анализ прожитого дня, недели, месяца, года..;
• анализ отношения с людьми;
• контроль чувств и эмоций;
• саморегуляция поведения;
• самооценка хода самовоспитания, его корректировка и подкрепление.
5. Выбор единомышленников:
- уважаемые люди (сверстники и взрослые), книги, кассеты - пластинки, видеофильмы.
Правила общения.
Чтобы вызвать к себе интерес и чувство доверия необходимо:
- Проявить искренний интерес к другим людям.
- Попытаться понять достоинства другого человека и искренне признать, похвалить эти достоинства. Дать людям почувствовать их значительность.
- Вместо того чтобы осуждать людей, постараться понять, почему они поступают так, а не иначе. Это более выгодно, чем критиковать. Ибо критика в 99 случаях из 100 бесполезна, т.к. ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает искать для себя оправдание.
- Быть доброжелательным, приветливым, улыбаться!
- Обращаться к человеку по имени.
- Учитывать желания, вкусы, интересы вашего собеседника (подобно тому, как рыбак, когда ловит рыбу, думает не о том, что любит он сам, а о том, что любит рыба, и насаживает на крючок именно червей, а не землянику, которую любит сам). Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника.
- Быть хорошим слушателем. Поощрять других рассказывать о себе.
- Проявлять уважение к мнениям другого, никогда не говорить человеку, что он не прав. Этим вы наносите удар его чувству собственного достоинства, и побуждает его вступить в борьбу с вами. ,
- Дать возможность выговориться собеседнику (большинство людей, пытаясь убедить собеседника в своей правоте, слишком много говорят сами). Задавайте ему вопросы и пусть он говорит и думает сам и сам осознает свои противоречия и неправоту, И ни в коем случае не прерывайте его, если вы с ним не согласны. Пусть чувствует, что найденное решение, идея принадлежит ему самому.
- Попытайтесь честно увидеть вещи с точки зрения другого, поставить себя на его место.
- Указать человеку на его ошибку, не нанося ему обиды:
а) узнать , что он сам думает о своем поступке;
б) начать с признания достоинств человека и затем лишь указать на его конкретную ошибку, но ни в коем случае не делать общих отрицательных обобщений ("Ты всегда такой", "Вы безответственный человек");
в) избегать критиковать человека при посторонних свидетелях, не унижать его. Это не прощают.
Заповеди выбора профессии
1. Важно разобраться, что вызывает интерес: сама деятельность или ее результат?
2. Нельзя путать призвание с признанием. Не место красит человека, а че-
ловек место!
3. Не надо поддаваться рекламным стереотипам. Необходимо узнать не только о радужной стороне профессии, но и о теневой.
4. Важно выяснить все о физических и умственных операциях, связанных с избранным делом.
5. Выбирайте по душе не профессию, а связанный с нею образ жизни и подходящий вид деятельности.
6. Важно взять за правило: мечтать о большом, но радоваться пока малому. "Не сразу Москва строилась".
Как стать настоящим другом
* Доверить свои самые сокровенные мысли.
* Оказывать эмоциональную поддержку.
* Добровольно помогать в случае нужды.
* Стремиться, чтобы другому было приятно в вашем обществе.
* Защищать друга в его отсутствие.
* Быть терпимым к остальным друзьям своего друга.
* Хранить доверенную вам тайну.
* Не критиковать друга публично.
* Не ревновать друга к остальным людям.
* Стремиться не быть назойливым, не надоедать.
* Не поучать как нужно жить.
* Уважать внутренний мир друга.
* Не стремиться переделать друга по своему образу.
* Не предать в трудную минуту.
* Понимать состояние и настроение друга.
* Быть уверенным в своем друге.
* Первым прощать ошибки друга.
* Радоваться успехам и достижениям друга.
* Не забывать поздравить друга (например, с днем рождения).
* Ни в чем и никогда не завидовать другу.
Правила здорового образа жизни
1. Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю.
2. Не переедать и не голодать.
3. Стараться получать удовлетворение от школьной учебы.
4. Доброжелательно относиться к людям.
5. Выработать свой способ отхода ко сну.
6. Ежедневно заниматься закаливанием своего организма.
7. Не привыкать к курению и употреблению спиртных напитков.
Режим учебы и отдыха
Умственная работоспособность человека зависит от следующих факторов:
- выполнение правильного режима дня;
- организация места занятий;
- умение работать с книгами; составлять конспекты; делать записи;
- четкого планирования. Выполняйте основные правила:
- рабочий день начинайте с 10-15 минут физзарядки;
- Хорошо позавтракайте перед уходом в школу;
- после занятий дайте своему мозгу 1,5-2 часа отдыха;
- перед сном обязательно проветрите комнату.
Рабочее место:
- при работе сидя, следует сохранять прямое положение тела, грудь не
должна упираться в край стола, плечи развернуты;
- одежда не должна быть тесной;
- спинка стула позволяет отдыхать определенной группе мышц;
- следи за порядком на рабочем столе;
- следи за освещением рабочего места;
- установи порядок выполнения заданий, на основе наблюдения за своей работоспособностью;
- регулярная смена видов деятельности - основа поддержки работоспособности;
- "физиологические стимуляторы" - движения, легкие физические упражнения.
Любителям заниматься поздно вечером или ночью:
- любая ночная работа менее эффективна, чем дневная;
- не прибегайте к стимуляторам;
- за час до сна прекращайте умственную работу;
- вечерняя зарядка - "разрядка".