Как улучшить взаимоотношения в семье
Родители часто не представляют, какие переживания вызывают у своих детей, упускают возможность понять их, а порой им просто не хватает знаний или опыта в конкретной семейной ситуации.
В любой семье, где есть дети, даже самой благополучной, родителям важно знать о психологических особенностях определенного возраста и рисках, которым может подвергаться ребенок.
Подростковый возраст является одним из наиболее кризисных периодов в жизни. В этот период меняются представления о себе и окружающей действительности. Поведение и настроение ребенка становится неустойчивым, самооценка колеблется, подросток становится ранимым, может реагировать резко и неадекватно ситуации. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями как со взрослыми, так и со сверстниками.
Подростки болезненно реагируют на ущемление своих прав: они стремятся поскорее стать взрослыми и поэтому начинают, активно отстаивать свое право на самостоятельность и сопротивляются требованиям взрослых, которые ранее выполняли.Но, несмотря на это, подросток испытывает большую потребность в поддержке. И, если, ранее в семье не были установлены доверительные отношения, то в ситуациях, когда родитель недоволен, ругает, критикует, ребенок может чувствовать себя беспомощным, потерянным, ненужным, и тогда возрастает риск совершения какого-либо демонстративного и необдуманного поступка.
Какая-либо зависимость так же может стать еще одним способом справиться со своими переживаниями и непониманием взрослых. Выделяют два вида зависимости: химическая и нехимическая. Первая, химическая — это зависимость от веществ, воздействующих на психику человека (алкоголь, наркотики и др). Вторая: нехимическая или поведенческая - это зависимость от интернета, компьютера, телевидения.
Она может возникнуть, когда родители лишь формально участвуют в жизни ребёнка, не интересуются внутренним миром,мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его.
И, тогда, родителям важно понять, что ребенку жизненно необходимо чувствовать себя любимым и принимаемым со всеми его недостатками и несовершенством. Достичь этого можно в том случае, когда родитель в чем-то станет другом ребенка, этому способствует совместная деятельность и общее времяпрепровождение. В результате между ними устанавливается более глубокая эмоциональная и духовная связь, которая дает ребенку уверенность в том, что родители его любят и поддерживают.
Каждый ребенок испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начинать столь близкое общение.
Чтобы улучшить взаимоотношения с детьми в первую очередь важно быть счастливы самим. Немного эгоистичный путь, но ведь дети – это наше зеркало. И когда родители радуются жизни, меняют что-то к лучшему, делают то, что любят, - ребенок учится и повторяет.
Принимайте ребёнка - это значит любите его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Старайтесь общаться с ребенком как можно больше, проводите с ним досуг, отвечайте на интересующие его вопросы. В этом случае ваше мнение останется для ребенка авторитетным, а вы сможете влиять на его взгляды и отношение к себе, и к миру.
Создавайте маленькие традиции — на каждое утро, на выходные, праздники или для особых случаев готовьте или делайте что-то, что вызывает положительные эмоции и подбадривает.
Помогите найти ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей (в этом так же могут помочь педагоги Дворца творчества)
Конструктивно решайте конфликтные ситуации. Если скандал уже разгорелся, постарайтесь остановиться, заставьте себя замолчать, даже если, по-вашему, ребенок не прав. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. В подобных ситуациях необходимо сохранять самообладание, т.к. в этой ситуации Вы взрослый, послужите ему примером.
Говорите о своих чувствах. Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Важно говорить о СЕБЕ, О СВОЕМ переживании. Говорите от первого лица, используя местоимения: Я, МНЕ, МЕНЯ. Пример из нашей ситуации: «Я расстраиваюсь, когда ты долго сидишь за компьютером».
Учите ребенка принимать ответственность за свои поступки и решения, думать о возможных последствиях. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если..."
Не навязывайте ребенку своей точки зрения. Старайтесь, чтобы он искал ответы на поставленные вопросы вместе с вами. Спрашивайте у подростка его мнение о тех или иных вещах, подчеркивайте, что его мысли важны для вас.
Хвалите! Поднимайте самооценку ребенка. Выражайте свои позитивные эмоции по поводу поступка ребенка, например: “Твое стихотворение меня очень тронуло”. “Большое спасибо, ты вымыл сегодня всю посуду!”
И главное, любите своих детей и будьте счастливы!